Астраханская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет.

            Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам осуществляемого прокурорского надзора установлено, что органами местного самоуправления Астраханской области до настоящего времени не приняты нормативные правовые акты, регулирующие права использования растений (древесно-кустарниковой растительности), находящихся (произрастающих) как на земельных участках муниципальной собственности, так и не относящихся к таковой.

Произрастающая в границах муниципальных образований сельских поселений древесно-кустарниковая растительность  является объектом преступления, предусмотренного ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации (Незаконная рубка лесных насаждений). Примечанием к статье 260 Уголовного кодекса Российской Федерации установлено, что требуемый для уголовно-правовой квалификации ущерб, причиненный лесным насаждениям и не отнесённым к ним деревьям и кустарникам, исчисляется только по утвержденным Правительством Российской Федерации Таксам.

В соответствии с требованиями законодательства РФ за уничтожение или повреждение  деревьев и кустарников, не отнесенных к лесным  насаждениям, взыскивается 5-кратный размер затрат, связанных с выращиванием деревьев и кустарников до возраста уничтоженных или поврежденных дерева и кустарника - за каждые уничтоженные или поврежденные дерево и кустарник; за вынужденный снос крупномерных деревьев и кустарников, связанных с застройкой или прокладкой подземных коммуникаций, рекомендуется брать восстановительную стоимость.

Выдачу разрешения на снос деревьев и кустарников следует производить после оплаты восстановительной стоимости. Размер восстановительной стоимости зеленых насаждений и место посадок определяются администрацией муниципального образования. Восстановительную стоимость зеленых насаждений следует зачислять в бюджет муниципального образования. Таким образом, нормативными правовым актами органа исполнительной  власти местного самоуправления должны быть утверждены: цены и нормативы затрат, которые непосредственно связаны с выращиванием деревьев и кустарников (на произрастающих на  земельных участках, находящихся в муниципальной собственности), а также с уходом за ними до возраста уничтоженных или поврежденных;  размер восстановительной (компенсационной) стоимости за уничтожение на законных основаниях не отнесенных к лесным насаждениям деревьев и кустарников на землях, находящихся на земельных участках, находящихся в муниципальной  собственности. Однако, до настоящего времени указанные нормативные правовые акты  отдельными органами местного самоуправления  не приняты.  По указанным основаниям в адрес глав соответствующих органов местного самоуправления внесены представления, по результатам рассмотрения которых муниципалами соответствующие нормативные правовые акты издаются.