Порядок обжалования муниципальных правовых актов

В соответствии с ФЗ "Об общих  принципах организации местного самоуправления  в Российской Федерации"  от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ по вопросам  местного значения  населением  муниципальных образований  непосредственно и (или)  органами  местного  самоуправления  и должностными  лицами местного самоуправления принимаются муниципальные  правовые акты.

В систему  муниципальных правовых актов входят :

1) Устав муниципального образования , правовые акты , принятые на местном референдуме  (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа  муниципального образования ;

3) правовые акты главы муниципального образования , местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления , предусмотренных уставом  муниципального образования .

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения , принятые на местном референдуме (сходе граждан) , являются актами высшей  юридической силы в системе муниципальных правовых  актов , имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Иные муниципальные  правовые акты не должны противоречить уставу  муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан)

В соответствии со ст. 48 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003г. № 131 ФЗ муниципальные правовые акты могут  отменены или их действие может быть приостановлено , в том числе судом .

Гражданское законодательство РФ разделяет муниципальные правовые акты на нормативные  и ненормативные.

1. Нормативный  правовой  акт - письменный официальный документ , принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление , изменение или отмену правовых норм. В свою очередь , под правовой нормой принято понимать общеобязательные предписания постоянного или временного характера , рассчитанное на многократное применение в отношении неопределенного круга лиц.

Порядок обжалования нормативных правовых актов  закреплен в Гражданском процессуальном кодексе РФ и Арбитражном  процессуальном кодексе  РФ.

В соответствии с требованиями Гражданского  процессуального кодекса РФ гражданин , организация , считающие .что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы . гарантированные Конституцией РФ , законами и другими нормативными правовыми актами , вправе обратиться  в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности  установленной статьей 24 ГПК РФ (требования к форме и содержанию искового заявления ) и содержать дополнительно данные о наименовании органа местного самоуправления или должностного лица , принявших оспариваемый нормативный  правовой акт , о его наименовании и дате принятия ; указание , какие права и свободы  гражданина или неопределенного  круга лиц  нарушаются этим актом или его частью .

К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием , каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт .Подача заявления  об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного  правового  акта.

Заявление об оспаривании нормативного  правового акта рассматривается  судом в течении одного месяца .

При этом необходимо  иметь в виду , что отказ лица , обративщего в суд , от своего требования не влечет за собой прекращение  производства по делу.

по результатам  рассмотрения  заявления суд выносит решение:

- признав, что оспариваемый  нормативный правовой акт не противоречит  федеральному закону  или другому нормативному  правовому  акту , имеющим  большую юридическую силу , принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего  заявления;

- установив , что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит  федеральному закону  либо другому нормативному  правовому  акту , имеющим  большую юридическую силу , суд признает нормативный  правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование (в течении десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме), если они не были обжалованы и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части , а также других нормативных правовых актов , основанных на на признанном  недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании , в котором был официально опубликован нормативный правовой акт . В случае , если данное печатное издание  прекратило свою деятельность , такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании , в котором публикуются нормативные правовые акты , соответствующего органа государственной власти , органа местного самоуправления или должностного лица.

В случае подачи кассационной жалобы решение суда , если оно не отменено , вступает в законную силу после рассмотрения судом кассационной  инстанции.

Также дела об оспаривании нормативных правовых актов , затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности , рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства , указанным в разделе  2 Арбитражного процессуального кодекса РФ  и порядке , предусмотренном Арбитражным  процессуальным кодексом РФ. Дела об оспаривании нормативных  правовых актов рассматриваются в арбитражном суде , если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов .

Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей в срок , не превышаюший двух месяцев со дня поступления заявления в суд , включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя , орган . принявший  оспариваемый нормативный правовой акт , а также иных заинтересованных лиц. неявка указанных лиц , извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания , не является препятствием для рассмотрения дела , если суд не признал их явку обязательной.

отказ заинтересованного лица , обративщегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта , от своего требования , признание требования органом или лицом , которые приняли оспариваемый акт , не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу

По результатам рассмотрения дела об оспаривании  нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений ;

- о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту , имеющему большую юридическую силу:

- признание оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту , имеющему больщую юридическую силу . и не действующими полностью или в части.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия .

нормативный правовой акт или отдельные его положения , признанные арбитражным судом  недействующими, не подлежат применению с момента  вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом , принявшими оспариваемый  акт , в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом ,имеющими большую юридическую  силу.

Решение арбитражного  суда по делу об оспаривании нормативного правового акта , за исключением решения Высшего Арбитражного  Суда РФ , может быть обжаловано в арбитражный  суд кассационной инстанции в течениие месяца со дня вступления в законную силу .

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного  правового акта направляется арбитражным судом в официальные издания органов местного самоуправления , иных органов , в которых был опубликован оспариваемый  акт , и подлежит назамедлительному  опубликованию указанными изданиями . Кроме того , решение арбитражного  суда по делу об оспаривании нормативного правового акта  направляется арбитражным  судом в официальные  издания органов месного самоуправления , иных органов , в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию указанными изданиями . Кроме того , решение  арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта публикуется в СМИ.

2. Ненормативные  правовые акты .

Ненормативные  правовые акты подразделяются на :

- решения органов местного  самоуправления ;

- действия органов местного  самоуправления ;

- бездействие органов местного самоуправления ;

- решения , действия , бездействия должностных лиц органов местного  самоуправления.

К решениям органа  местного самоуправления относятся акты , должностных лиц , принятые единолично или коллегиально, содержащие  властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

К действиям органов местного самоуправления,их должностных лиц относится властное волеизъявление названных органов и лиц , которое не облечено в форму решения , но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствияк их осуществлению .к действиям ,в частности, относятся выраженные в усной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

К бездействию органа местного самоуправления относится неисполнение органом местного самоуправления , должностным лицом или муниципальным служащим обязанности , возложенной на них нормативными правовыми актами , определяющими полномочия этих лиц. К бездействию , в частности , относится не рассмотрение  обращений заявителя уполномоченным  лицом.

Порядок обжалования ненормативных правовых актов закреплен в Гражданском  процессуальном кодексе РФ и Арбитражном  процессуальном кодексе РФ.

предметом обжалования в суде могут быть муниципальные правовые акты  ненормативного характера , нарушающие права и свободы гражданина.

Муниципальные правовые акты ненормативного характера могут быть обжалованы в суд , в том числе , если в результате их принятия;

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия  осуществлению гражданином его прав и свобод ;

- на гражданина незаконно возложена какая -либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Гражданин вправе обратиться с жалобой на принятый муниципальный правовой акт ненормативного характера , нарушающий его права и свободы , либо непосредственно в суд , либо к вышестоящему в порядке подчинености органу местного самоуправления, должностному лицу.

Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа месного самоуправления или должностного лица.

Жалоба  рассматривается  судом по правилам гражданского судопроизводства .Заявление рассматривается судом в течении 10 дней с участием гражданина , руководителя или его представителя органа местного самоуправления , должностного лица , муниципального служащего.

Неявка в судебное заседание  кого-либо из указанных лиц , надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

На органы местного самоуправления возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемого  муниципального акта ненормативного  характера ; гражданин освобождается  от  обязанности доказывать  незаконность , но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод .

По результатом  рассмотрения жалобы суд выносит решение:

-установив обоснованность жалобы , суд признает обжалуемый  муниципальный правовой акт ненормативного характера незаконным , обязывает удовлетворить  требование гражданина , отменяет  примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные  права и свободы.

- установив обоснованность жалобы,суд признает обжалуемый  муниципальный правовой акт ненормативного характера незаконным , обязывает удовлетворить  требование гражданина, отменяет  примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

-установив обоснованность жалобы , суд  определяет ответственность органа местного самоуправления или должностного лица за принятие муниципального правового акта ненормативного характера , приведшие к нарушению прав и свобод гражданина.

Если обжалуемый муниципальный правовой акт ненормативного характера суд признает законным , не нарушающим прав и свобод гражданина , он отказывает в удовлетворении жалобы .

Решение суда , вступившее в законную силу , обязательно для всех органов местного самоуправления , должностных лиц и граждан , а также подлежит исполнению на  всей  территории РФ.

об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда . В случае  неисполнения  решения  суд принимает меры , предусмотренные  законодательством РФ.

некоторые муниципальные правовые акты  ненормативного характера , органов и должностных лиц местного самоуправления обжалуются в порядке  не гражданского, а арбитражного судопроизводства. В соответствии со ст. 29 АПК РФ  арбитражные суды рассматривают  в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений , экономические споры и иные дела , связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической  деятельности , в том числе :

Об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления , затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности.

Дела об оспаривании  муниципальных правовых актов ненормативного характера затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности , рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным  АПК РФ.

Производство по данным делам возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц , обративщихся с требованием о признании такого акта  недействующим.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном  суде .если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции  арбитражных судов.