Историческая справка

С самого начала работы по поиску сведений о дореволюционной истории с. Ватаж-ного мы столкнулись с тем, что оно не упоминается в административно – территориальных справочниках и в документах Астраханского Статистического комитета дореволюционного периода.

В результате тщательного архивного поиска было установлено, что п. Ватажный был основан казаками Красноярской станицы и административном отношении являлся частью этой станицы.
Красноярская станица, в свою очередь, входила в состав Астраханского Казачьего войска ( Красноярская станица с 19 в. располагалась в черте уездного города Красного Яра).
До революции в поселке проживали в подавляющем большинстве казаки православного вероисповедания и некоторую часть населения составляли мещане.
Здесь уместно будет сказать несколько слов о казачестве, как о сословии.
Астраханское Казачье войско имело свою строгую организацию, свое управление, свои земли, свои финансы и наконец, имела свою почти двухсотлетнюю историю.
Поселок Ватажный образовался одним из первых на удобной возвышенности не далеко от станичного Красноярского управления. По статистическим данным Астраханского Казачьего войска в 1910 г. в п. Ватажное было 62 двора и проживало 373 человека.
В 1907 году поселок ватажный был переименован в Николаевский в честь царствующего императора Николая П. Но название это, видимо не прижилось, После революции 1917 года поселку вернули прежнее название.
В конце 19 века грамотность и начальное образование станичным казаками было более доступно, чем обывателям другим сословий сельской местности. Так в 1872 г. было принято решение организовать училище для детей обоего пола с. Ватажное. Начальное училище в с. Ватажное открылось 23 августа 1873 года. Первоначальное количество учеников – 19 человек, учитель – урядник Мартынов.
Гораздо позднее училища открылись в п. Черемухинском, Забузанском, Александровском.
Предметы учения составляли: 
1. Закон Божий (молитва, священная история, ветхий и новый завет.)
2. Русская грамота, чтение книг, письмо под диктовку с объяснением главных грамматических правил.
3. Арифметика.
4. Чистописание.
5. Рукоделие
6. Строевая подготовка и гимнастика.
Девочкам казачьего сословия дано было право поступать в училища без ограничения возраста и учиться бесплатно. За мальчиков родителям приходилось платить 1 руб. в месяц, но и это не всем семьям было по средствам. Но самым бедным из общих станичных денег, получаемых за счет аренды земли, платы за переправы через реки выдавалась небольшая помощь.
Во время весенних путин и летом дети не учились, помогая родителям по хозяйству.
Управление казачеством внушало народной массе необходимость и пользу школьного образования. 
В школах казачьих станиц и хуторов знакомили детей с историей Астраханского казачьего войска.
Установлено документально, что в с. Ватажном была построена в 1913 г. церковь во имя Св. Пантелемона.

Рыболовство

Рыболовство издав но было главным занятием всего населения Поволжья. Но не только коренное местное население кормилось у Волги. В период весенних и осенних путин населения дельты увеличилось в несколько раз за счет приезжающих из других губерний на сезонную работу. Неисчерпаемые рыбные богатства привлекали сюда массы людей со всей России.
Просматривая документы Управления рыбным промыслом, диву даешься изобилию тоней, Ватаг, рыбных промыслов, куда не ткнись всё было заставлено. 
Вся река Волга с многочисленными притоками, ериками была поделена на рыболовные участки. Большая их часть принадлежала государству и с торгов отдавалась в аренду на несколько лет рыбопромышленниками и купцам. Другие принадлежали помещикам, меньшая доля участков была в собственности казачьих станиц. Казаки Красноярской станицы с поселками издавна 2 рыболовством кормились и домовые нужды свои справляли»
Тому подтверждение само название с. Ватажного.
Ватагами в Нижнем Поволжье назывались ловецкие станы, пункты, куда свозилась пойманная на тонях рыба, где она первоначально обрабатывалась и солилась в огромных чанах, вместимость от 18 до 15 тыс. руб.
Часть рыболовных вод войсковое управление сдавало в аренду рыбопромышленникам, которые по берегам рек строили выхода для приготовления рыбы впрок. В этом случае, казаки ловили рыбу на арендаторов и сдавали по заранее определенной цене.
В 1913 году общее оскудение рыбных запасов никем не отрицалось. Продолжительный хищнический лов рыбы в устьях Волги, у Каспия заграждение сетями (аханами) побережья Каспийского моря принесли свои плоды. Доходность рыболовства в водах вокруг красного Яра с каждым годом уменьшались.
Казаки говорили, что аханное рыболовство их по миру пустит. По словам старожилов, в прежние времена весенний ход сельди был настолько изобилен, что нельзя было провести лодку и весло можно было воткнуть в гущу рыбы, как в землю. Мелкая рыба в заводях не давала возможности войти в воду – « ноги отобьет». Красный рыбы было так много, что иногда она ловилась только для вязиги, клея и икры. Мелкая же рыба в пищу совсем не употреблялась.
Ныне все это изобилие отошло в область предания, пересохло даже большинство тех ериков и протоков, где ловилась рыба.
Орудиями лова служили: невода волокуши, сети плавные и ставные, вентеря, крючковые снасти.
Хозяева – ловцы с. Ватажное ловили в основном сетями, т.к обзавестись неводом или волокушей – невозможно.
Весной все население плавало, жило на воде.
С марта до запретного времени на лов ловец выходил из лодки только накануне праздника, чтобы сходить в баню.
Так как членов семьи во время весенней путины и зимой не хватало, казаки нанимали работников из « верховых» крестьян калмык и малосостоятельных односельчан.
Заметим, что карта местности и расположения населенных пунктов с течением времени менялась. На то были социально- экономические причины и природно – географические ( изменились русла рек). 
Так, селения Теплинка ныне входящее в состав Ватаженского сельсовета в 19 веке было волостным центром Красноярского уезда. 


В списках населенных местностей Астраханской губернии за 1977 год значится селение Теплинское, расположенное у притока реки Алгары. Население составляли государственные крестьяне. В селе имелась Иоанно – Предтеченская церковь, волостное правление, торговая лавка, питейное заведение, школа, 193 жилых строений. Население составляло 1440 человек.
Деревня Алгара по сведениям за 1877 г. состояла из временно – обязанных бывших (помещьичих) крестьян – 42 двора 209 человек. В деревне был хлебный магазин, торговая лавка, питейный дом.
В 1964 году с. Алгара вошло в состав Ватаженского сельсовета, а в 1977 году исключено из учетных данных.
П. Ватажный до 1918 года непосредственно подчинялся Красноярскому станичному казачьему управлению. В поселке был свой Казачий атаман. Жизнь казаков мало чем отличалась от жизни подавляющего большинства жителей нижне – волжских сёл.
Основные занятие- рыболовство, бахчеводство. Но в случае необходимости казаки могли быть в любой момент призваны на воинскую службу.
В 1918 году был образован Ватаженский с/совет в составе Марфинской волости.
ведений о с. Ватажном за первые годы Советской власти очень мало. В с. Ватажном в 1924 году имелось 108 дворов ( 159 мужчин, 183 женщины). Всего проживало в селе 342 человека.
В 20-х годах во многих селах создавались политические кружки, кружки « Безбожника». Подавляющее большинство населения с. Ватажного до последнего отстаивало церковь св. Пантелемона и возможности сохранить православное вероисповедания.
Но участь её была предрешена. В 1921 году всё церковное имущество было национализировано, позднее церковь подлежала разрушению. В 1925 году волостное деление было упразднено, Ватаженский с/с непосредственно вошел в состав Красноярского района . Первым председателем Ватаженского с/с был И.Г. Сызранов, секретарем – А.М Панфилов.