Это важно знать работодателю!

Коррупцию в большинстве своем привыкли рассматривать с позиции уголовного права.

Однако Федеральным законом от 8 марта 2006 г N 40-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции.

Пункт 1 статьи 12 Конвенции предусматривает обязанность каждого государства-участника принять меры в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства по предупреждению коррупции в частном секторе, усилению стандартов бухгалтерского учета и аудита в частном секторе и в надлежащих случаях установлению эффективных, соразмерных и оказывающих сдерживающее воздействие гражданско-правовых, административных или уголовных санкций за несоблюдение таких мер.

На основании подпункта "е" пункта 2 статьи 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать в надлежащих случаях и на разумный срок ограничения в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.

Ратифицировав Конвенцию ООН против коррупции, устанавливающую принятие каждым государством-участником мер по предупреждению коррупции в частном секторе, Российская Федерация возложила на себя обязательства по приведению отдельных норм гражданского и трудового законодательства в соответствие с ее требованиями.

Следствием ратификации Конвенции явился Федеральный законот 25.12.2008 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции".

Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрено, что гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы (по определенному перечню), в течение двух лет после увольнения со службы имеет право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в его должностные обязанности, только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов.

Для реализации указанного выше ограничения предусмотрена обязанность гражданина, замещавшего должности государственной или муниципальной службы согласно установленному перечню, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.

Федеральным законом от 25.12.2008 N 280-ФЗ указанная обязанность была включена и в Трудовой кодекс Российской Федерации, который дополнен ст. 64.1 аналогичного содержания.

Перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, предусмотренные ст. 12 Закона, утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции").

Порядок сообщения работодателем представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 сентября 2010 года N 700.

Статья 84 Трудового кодекса РФ в качестве одного из оснований прекращения трудового договора предусматривает заключение этого договора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы.

В соответствии с частью 5 статьи 12 названного Федерального закона неисполнение работодателем обязанности, установленнойчастью 4 этой статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции". Санкция статьи предусматривает наказание в виде административного штрафа: на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Дело об административном правонарушении  ст. 19.29 КоАП РФ возбуждается прокурором.

В текущем году прокуратурой района было возбуждено административное производство в отношении   главы администрации одного из муниципальных образований Красноярского района за привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного служащего с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".  Заключив трудовой договор с бывшим государственным служащим, работодатель в лице главы администрации не сообщил в десятидневный срок о заключении такого договора бывшему работодателю государственного служащего по последнему месту его службы.

Постановление прокурора рассмотрено  мировым судьей, работодатель привлечен к административной ответственности в виде штрафа на сумму 20 тысяч рублей.

Хотелось бы обратить внимание работодателей, что в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции срок давности привлечения к административной ответственности составляет шесть лет.

 

Прикрепленный файл: