Роспотребнадзор: Рекомендации по режиму дня школьника, нормам сна, отдыха, работы за компьютером

   

 

Рекомендации по режиму дня школьника, нормам сна, отдыха, работы за компьютером

Управление Роспотребнадзора по Астраханской области напоминает, что соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника.

Режим дня школьника - это рационально построенный порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток, который предполагает определенное время сна, приема пищи и выполнения гигиенических процедур, оптимальное соотношение учебной, двигательной и познавательной нагрузки.

Соблюдение школьником рационального режима дня способствует нормальному росту и развитию ребенка, поддержанию высокого уровня физической и умственной активности в течение дня, хорошей успеваемости в учебе, укреплению нервной системы и предотвращению возникновение негативных эмоциональных состояний и переутомления.

Рациональный режим дня школьника предусматривает:

1. Правильное чередование труда и отдыха;

2. Физиологически полноценный сон;

2. Регулярный прием пищи;

3. Активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;

4. Оборудование рабочего места и соблюдение режима работы за компьютером.

Очень важным фактором в режиме дня школьника является сон. 

Родителям необходимо:

- оборудовать удобное спальное место в соответствии с ростом и возрастом ребенка;

- следить, чтобы ребенок ложился спать в одно и тоже время и соблюдал правила личной гигиены перед сном;

- обеспечивать прием пищи не позднее, чем за 2 - 3 часа до сна;

- перед сном проветривать помещение.

Продолжительность

ночного сна, не менее

1-3 года

  12,0 ч

12,0 ч

 

4-7 лет

 11,0 ч

11,0 ч

 

8-10 лет

 10,0 ч

10,0 ч

 

11-14 лет

 9,0 ч

9,0 ч

 

15 лет и старше

 8,5 ч

8,5 ч

Продолжительность дневного сна, не менее

1-3 года

 3,0 ч

3,0 ч

 

4-7 лет

 2,5 ч

2,5 ч

 

старше 7 лет

 1,5ч

1,5 ч

 

Утренний подъем не ранее 7 часов. Продолжительность утренней зарядки не менее 10 мин. для детей до 7 лет, не менее 15 мин. для детей старше 7 лет. Регулярный прием пищи в строго установленное время. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5-4 часа.

Рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов.

Режим дня должен включать различные формы двигательной активности. Особое внимание следует уделить прогулкам на свежем воздухе, т. к. прогулка способствует улучшению процессов обмена веществ, является средством закаливания и укрепления здоровья ребёнка, повышения иммунитета.

Прогулки желательно разделить на несколько частей: до приготовления уроков, после них и перед сном. Общая продолжительность активного отдыха на воздухе зависит от возраста ребенка и составляет 2-3 часа. Длительность прогулки стоит регулировать в соответствии с погодными условиями.

Продолжительность прогулок,

для детей до 7 лет

 3,0 ч/день

3,0 ч/день

не менее

для детей старше 7 лет

 2,0 ч/день

2,0 ч/день

Суммарный объем двигательной активности,

не менее

все возраста

 1,0 ч/день

1,0 ч/день

Для приготовления домашних заданий необходимо оборудовать постоянное рабочее место, в том числе для работы за компьютером. Мебель должна быть изготовлена из материалов безвредных для здоровья детей. Для формирования правильной осанки и с целью создания оптимальных условий выполнения домашних заданий подбор мебели должен осуществляться согласно росто-возрастным особенностям ребенка и требованиям эргономики. Необходимо приучить ребёнка сохранять во время выполнения домашних заданий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе. При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь. Стол, за которым занимается ребёнок, должен быть расположен так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок левша, то справа).

Продолжительность

1 класс

 1,0 ч

1,0 ч

выполнения домашних

2-3 классы

 1,5 ч

1,5 ч

заданий, не более

4-5 классы

 2,0 ч

2,0 ч

 

6-8 классы

 2,5 ч

2,5 ч

 

9-11 классы

 3,5 ч

3,5 ч

Организация рабочих мест пользователей персональных ЭСО должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см. Использование планшетов предполагает их размещения на столе под углом наклона 30°.    В помещении, где организовано рабочее место обучающегося с компьютером (ноутбуком) или планшетом, необходимо предусмотреть естественное освещение, искусственное общее и местное на рабочем столе. Источник местного освещения на рабочем месте обучающегося должен располагаться сбоку от экрана персонального компьютера (ноутбука) или планшета. Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана. При работе с компьютером (ноутбуком) или планшетом необходимо делать перерывы и проводить комплекс упражнений для глаз, а также физические упражнения для профилактики общего утомления.

Продолжительность использования ЭСО

 

Электронные средства обучения

Классы

на уроке,
мин,

не более

суммарно
в день
в школе,
мин,
не более

суммарно

 

в день дома (включая досуговую

деятельность)

мин,

не более

суммарно

в день дома (включая досуговую
деятельность)
мин,
не более

Персональный компьютер

6-7 лет

15

20

            -

-

 

1-2 классы

20

40

           80

80

 

3-4 классы

25

50

           90

90

 

5-9 классы

30

60

          120

120

 

10-11 классы

35

70

           170

170

Ноутбук

6-7 лет

15

20

             -

-

 

1-2 классы

20

40

           80

80

 

3-4 классы

25

50

           90

90

 

5-9 классы

30

60

          120

120

 

10-11 классы

35

70

         170

170

Планшет

6-7 лет

10

10

            -

-

 

1-2 классы

10

30

          80

80

 

3-4 классы

15

45

          90

90

 

5-9 классы

20

60

         120

120

 

10-11 классы

20

80

         150

150